Как строят мосты и эстакады. Особенности работы с бетоном

Строительство мостов и эстакад технологически и организационно отличается от сооружения зданий. Разница определяется в первую очередь структурой сооружения, поскольку в жилых, производственных и общественных зданиях нагрузка на конструкцию должна обеспечить создание и возможность использования пустот, а в мостовых конструкциях пустоты практически не используются. Экономия материала и снижение веса бетонного монолита при мостовом строительстве крайне ограничены требованиями прочности.

Специфика мостовых конструкций из бетона

Основные отличия бетонных мостовых конструкций от зданий и сооружений обитаемого типа сказываются на выборе бетонной смеси и процессе заливки бетона при формировании монолитных частей и производстве готовых конструкций из железобетона. В мостах и эстакадах учитывается ряд особенностей распределения усилий и динамики поведения частей при изменении нагрузок:

  • основная масса приходится на опоры и основания, имеющие большой вес и сплошную внутреннюю структуру;
  • усилия от перекрытий, которыми являются мостовые пролеты, распределяются так, чтобы конструкция работала с компенсацией нагрузок на изгиб при переменном нагружении;
  • комплекс, которым является сооружение, в целом представляет собой динамическую систему, потому что под влиянием нагрузок и перепадов температур части сооружения двигаются, частично смещаются, и для этого создаются зазоры и допуски;
  • при формировании основных опорных конструкций создается сложная система опалубки, позволяющая залить бетонный раствор равномерно, без изменений прочности и структуры монолита.

Задача строителей на этапе формирования монолитов - подобрать оптимальную технологию заполнения форм, позволяющую не только создать опоры, но и не превысить уровень расходов, одновременно соблюдая все требования стандартов по прочности и долговечности сооружения. При этом выбор бетона, хоть и определен проектом, частично зависит от исполнителя - можно готовить раствор на собственном РБУ или закупать распространенный мостовой бетон М400 у проверенных поставщиков. 

Собственно бетонная часть такого сооружения - это его массивные опоры, при создании которых происходит заливка огромной массы раствора. Чем массивнее сооружение, тем больше его инерционность при изменениях температур, и в этом состоит основа прочности опор. Но увеличение массы приводит к росту нагрузки на грунт, поэтому нижняя часть опоры уходит глубоко под землю.

Как заливают бетон в опоры эстакады

При формировании монолитного тела опоры необходимо добиться его равномерной прочности и однородности, поэтому заливка производится без создания технологических швов. Это означает, что можно использовать несколько вариантов подачи раствора непосредственно в опалубку.

  1. Подавать раствор с одновременным уплотнением вибраторами - технология позволяет обратиться к нескольким подходам, каждый из которых обладает характерной спецификой.
  2. Подавать раствор под напором с постоянным поддержанием давления за счет нахождения трубы под поверхностью бетона.
  3. Заливать монолит послойно, не давая возникнуть технологическим швам, или формировать конструкцию со швами, выполненными в расчете на максимальное схватывание между слоями.

Выбор способа определяется особенностями конструкции, заданными проектом, но огромную роль играет качество бетона начиная от его пластичного состояния и заканчивая способностью схватываться в определенном темпе. Для этого выбирается раствор с точно установленными требованиями.

Какой бетон используется в строительстве мостов и эстакад

Бетон для мостов, путепроводов и эстакад должен быть не ниже марки М300 (для отдельных частей), обладать морозостойкостью не менее трехсот циклов и проходить испытания на сжатие, растяжение и деформацию. Возникающие при эксплуатации конструкции усилия очень разнообразны, а длина и нагруженность перекрытия создают сложную картину распределения деформирующих моментов.

Оптимальное соотношение затрат и прочности - цель разработки технологической карты заливки. Если цена бетона М300 за куб с доставкой позволяет снизить расходы, то это не значит, что его можно применить теле опоры от основания до места укладки пролета. Даже в случае, когда эстакада или мост строятся в расчете на умеренные или низкие нагрузки, учитывается режим эксплуатации сооружения на несколько десятилетий вперед.

Бетонный раствор и бетон - варианты изготовления и заливки

Характерная особенность бетона - это его внутренняя структура, которая позволяет добиться от конструкции не только прочности на сжатие, но и определенной пластичности. Это достигается за счет создания в теле монолита распределяющего усилия каркаса, использования точно рассчитанного соотношения щебня, песка и цемента.

В процессе схватывания формируется собственная структура, в которой каждое зерно щеьня связывается с окружающими зернами песком и цементом без растрескивания и возникновения пустот. Именно поэтому решающее значение придается технологии заливки, при которой на твердение бетона не окажет влияния внешняя температура или изменение влажности воздуха.

Добиться эффекта экономии при полном соответствии требованиям ГОСТ и СНиП можно за счет закупки готового раствора у производителя, использования арендных бетононасосов, организации поставки раствора бетоновозами, создания укрытий и тепляков в холодное время года.  

×

Внимание! Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в том числе, файлов cookie. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, просим вас покинуть сайт.